Анатолий АНДРЕЕВ. Поэзия тишины
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Анатолий АНДРЕЕВ. Поэзия тишины

2016 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Анатолий АНДРЕЕВ

Поэзия тишины

Читая книгу стихов Натальи Советной «Увидеть ветер»

 

У каждой книги поэзии есть своя поэтическая душа.

Увидеть душу, как и увидеть ветер, невозможно: можно почувствовать, ощутить её полет. Душа, настроенная на негромкие откровения, не спешит бойко продемонстрировать себя, – она сказывается, проговаривается, невольно выражает себя: таков язык застенчивой души. А ведь, как правило, застенчивым душам есть что сказать. При этом поэтическая душа нематериальна, конечно, но она реальна.

Вот этот эффект «отсутствия-присутствия» хочется назвать духом поэзии. Для поэта воплотить дух поэзии, с одной стороны, вызов, а с другой – тест на наличие таланта. Можно принять вызов – было бы чем принимать.

Наталья Викторовна Советная, на мой взгляд, как поэт раскрылась в самом трудном: ей удалось озвучить поэзию тишины. Слушать тишину отправляются туда, где бушуют стихии, – в природу. Это очень по-русски.

Ухватившись за луч уходящего лета,
К небу тянется чины последыш-росток,
И в его хрупком теле невидимо где-то
Зреет смысл бытия и начала – итог…

Услышали тишину? Она живет «невидимо где-то».

В русской поэзии ряд «тишина – природа – смысл» естественным образом замыкается на символический образ «мыслящего тростника». Неподражаемая тютчевская интонация, давшая миру глубокий поворот темы, стала, при всей своей эфемерности, нематериальности великой традицией. И всякому значительному поэту мимо неё пройти невозможно, ибо это тоже род вызова: традицию можно усвоить, присвоить, следовательно, отчасти преодолеть, чтобы не стать эпигоном; но сделать вид, что её не существует, – это ложь и фальшь, убивающие сам дух поэзии.

Дорога. Поле. Лес чернеет хвойный.

Болота зыбь отпугивает взгляд.

А за ручьём сияет многоствольный

И льётся мне навстречу светопад:

Как струи молока, тела березок –

Воздушность, лёгкость, белизны восторг!

И мало, мало слов мне бойкой прозы,

И неуместен здесь «возможный торг».

Я рифму поищу стволам лучистым,

Остановлю дорогу-круговерть:

Замри же на крутых путях петлистых:

Без красоты душа не может петь!

Можно по издавна заведенной литературной привычке назвать это поэтизацией природы, но, строго говоря, это не точно. Поэтизируется не природа как таковая; объектом поэзии становится трудноуловимый процесс рождения того состояния, которое быстро перерастает в возвышенное умонастроение.

Вот это состояние – «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» Замри, красота! – и является истоком поэзии тишины, которая настроена на поиск особого мироощущения, светлого, устремлённого ввысь, молитвенного даже, ибо в тишине Наталья Советная явственно различает присутствие «величия».

Какая нынче тишина!

Как замер лес, почти не дышит:

В его ветвях поет весна,

Щебечет нежно в кронах пышных!

И даже в трелях – ти-ши-на…

Последний снег к земле прижался

И тает, слушая…

Весна –

Само величие, державность!

И тишина. И тишина…

Стихотворение «Тишина» хочется назвать гимном тишине. В нашем контексте – гимном поэзии. Поэзия – это тишина: если угодно, таким может быть ещё одно определение поэзии. Музыканты хорошо понимают смысл парадоксального выражения «музыкальность проявляется в умении держать паузу». Вся музыка – в тишине, в отсутствии звуков, ибо тишина подчёркивает звуковые краски, а не смазывает их.

Кстати, о звуках в поэзии. Наталье Советной хорошо известны поэтические «тайны ремесла», «стихов российских механизм» не составляет для неё секрета. Сакральный подход к тишине требует поэтических навыков, изысканной звукописи, например; вообще без известного уровня мастерства этот русский поворот темы не поднять. И мастерства Наталье Советной не занимать. Она приближается к уровню, о котором можно сказать: крепкий мастер. Номинация в русской поэзии весьма почётная.

Самые сильные стихотворения книги поэзии так или иначе связаны с природой и тишиной, которые рождают смиренные, а порой и торжественные настроения. Кроме уже перечисленных стихотворений, укажем на следующие: «Стихии», «Земля», «Туман», «Утро», «Вчера еще лежали снеги» и др.

Что ж, Наталье Советной удалось «увидеть ветер» и, главное, поделиться своим поэтическим открытием с читателем: передать ему непередаваемое, донести – неуловимое.

Книга поэзии состоялась.

Андреев А.Н., доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей Беларуси и Союза писателей России.


Далее читайте:

Наталья СОВЕТНАЯ. Дороги славянства. 27.04.2016

 

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев